Красноярский край
<< >>
Телефоны Приёмной/Дежурной части
Загруженность подразделения, оказывающего государственные услуги
Минимальная
Средняя
Высокая

Подпрограмма профилактики в сфере миграции на 2021 год

ПОДПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

В СФЕРЕ МИГРАЦИИ НА 2021 ГОД

г. Красноярск

I. Общие положения

 

1. Подпрограмма разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»;

основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р;

распоряжения МВД России от 15 марта 2019 г. № 1/2637 «Об организации и осуществлении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в сфере миграции»;

программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается МВД России при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на 2020 год, утвержденной статс-секретарем-заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубовым (указание МВД России от 07.11.2019 №1/12575).

2. Для целей настоящей Подпрограммы используются следующие основные понятия:

а) «профилактическое мероприятие» - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых ГУ МВД России по Красноярскому краю[1] и (или) территориальными органами МВД России на районном уровне Красноярского края[2] в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований работодателем либо заказчиком работ (услуг) при привлечении (использования) иностранных работников, прибывших на территорию Российской Федерации (далее - подконтрольные субъекты), направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:

реализация в отношении конкретных подконтрольных субъектов;

отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;

отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;

направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;

отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;

б) «обязательные требования» - требования к деятельности подконтрольных субъектов, к их персоналу, имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, и нормативными правовыми актами МВД России, а также иными нормативными документами (далее - акты, содержащие обязательные требования);

в) «охраняемые законом ценности» - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, безопасность государства, свобода экономической деятельности;

г) «подконтрольная сфера» - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;

д) «подконтрольная среда» - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору).

4. ГУ МВД и ОВД края осуществляют профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной охраняемой законом тайны.

 

II. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий

 

1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:

повышение прозрачности деятельности ГУ МВД, ОВД края при осуществлении государственного контроля в сфере миграции;

снижение административных и финансовых издержек по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;

предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному их нарушению;

мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

снижение уровня, причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизация неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов.

2. Проведение профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:

формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;

инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объемов) и оценка состояния подконтрольной сферы;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

3. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:

понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;

информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с ГУ МВД и ОВД края по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;

обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);

актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;

релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;

периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

 

III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы

 

На территории Красноярского края по итогам 11 месяцев 2020 года расположено 2704 субъекта надзора.

В перечень обязательных требований в сфере миграции, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям входит:

1. оформление в соответствии Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

разрешений на привлечение и использование иностранных работников;

трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами и лицами без гражданства;

2. направление уведомлений в территориальный орган МВД России:

о заключении (расторжении) трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров на выполнение (оказание услуг) со всеми иностранными работниками;

об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам;

о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранным гражданам, обучающимся в Российской Федерации очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

о предоставлении академического отпуска иностранному гражданину, обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина в образовательной организации;

3. предоставление в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в территориальный орган МВД России уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и об его убытии.

За нарушения установленных требований предусмотрена, как административная (ст.ст. 18.9, 18.15 - 18.17, 18.19, частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ), так и уголовная (ст.ст. 322.1-322.3 УК РФ) ответственность.

В т.г. подразделениями ГУ МВД и ОВД края проведено 6503 (-21,8%) мероприятия по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства.

По линии федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 7 проверочных мероприятий, из них 6 плановых и 1 внеплановое, в результате которых выявлено 1 правонарушение в сфере миграции.

Проверке подверглись объекты с пребыванием иностранных граждан, в том числе: строительства 180 (-47,2%), промышленные предприятия 136 (уровень АППГ), сельского хозяйства 41 (+51,9%), торговли 259 (-10,4%), бытового обслуживания 7 (-83,3%).

За истекший период выявлено и задокументировано 6109 (-30,5%) административных правонарушений в сфере миграции, из по статьям:

18.8 КоАП РФ – 1903 (-48,2%);

18.9 КоАП РФ – 2030 (-10,6%);

18.10 КоАП РФ – 457 (-53%);

18.15 КоАП РФ – 1708 (-7,4%);

по ст. 18.16 КоАП РФ – 1 (-50%);

по ст. 18.17 КоАП РФ – 9 (-67,9%);

по ст. 18.19 КоАП РФ – 1 (+100%);

Уменьшилось количество правонарушений (-4,9%; всего 725), предусмотренных статьями 18.9, 18.15 КоАП РФ, выявленных в действиях юридических, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по статьям:

18.9 КоАП РФ – 74 (+2,8%), из них в отношении:

должностных лиц – 42 (-20,8%);

юридических лиц – 32 (+68,4%);

ст. 18.15 КоАП РФ – 651 (-5,7%), из них в отношении:

должностных лиц – 251 (-7%);

юридических лиц – 400 (-4,8%).

В порядке ст. 29.13 КоАП РФ в адрес юридических лиц внесено 521 (-7,3%) представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений.

Анализ правоприменительной практики указывает, что большинство случаев причинения ущерба охраняемым законом ценностям, связано с нарушением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их незаконным привлечением к трудовой деятельности.

 

IV. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий

 

Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований, где ключевыми направлениями являются:

информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, либо о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, а также порядке проведения проверок и правах подконтрольных субъектов и др.;

понятность и однозначность толкования обязательных требований подконтрольными субъектами, сотрудниками ГУ МВД, ОВД края, осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с ГУ МВД, ОВД края.

 

V. Результаты проведения мероприятий по профилактике нарушений в сфере миграции в 2020 г.

 

В целях формирования правовых знаний в сфере миграции среди населения Красноярского края, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, УВМ ГУ МВД системно реализует комплекс мер по разъяснению миграционного законодательства Российской Федерации и мер ответственности за его нарушения.

В 1 полугодии т.г. по инициативе УВМ ГУ МВД подготовлен аудиоролик об изменениях в миграционном законодательстве Российской Федерации, который транслируется в филиале по Красноярскому краю ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России.

В целях информирования иностранных граждан и лиц без гражданства о миграционном законодательстве Российской Федерации в подразделениях по вопросам миграции организовано распространение разработанной УВМ ГУ МВД памятки («дорожной карты») о порядке пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации и мерах ответственности за нарушение миграционного законодательства, которая при содействии Общественного совета ГУ МВД переведена на английский язык. Также в ПВМ размещена памятка о порядке оформления патента.

В рамках реализации задач по оказанию содействия интеграции иностранных граждан в российское общество и их правовому просвещению ГУ МВД установлено взаимодействие с национально-культурными объединениями (узбекским, азербайджанским, кыргызским, таджикским, армянским, казахским, молдавским, белорусским, украинским).

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции и принятием мер по соблюдению санитарно-эпидемиологической обстановки всего в 2020 году проведено 14 рабочих встреч. Представителям национально-культурных объединений разъяснены изменения, внесенные в миграционное законодательство в части упрощения порядка приобретения гражданства Российской федерации, предоставления отдельным категориям иностранных граждан разрешения на временное проживание и вида на жительство, а также порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в профессиональных образовательных организациях и учебных организациях высшего образования иностранных граждан, обозначены меры ответственности, предусмотренные за нарушение миграционного законодательства.

Кроме того на встречи с представителями таджикской и узбекской национально-культурных объединений присутствовал сотрудник ЦЭП ГУ МВД, который в ходе встречи разъяснил порядок предоставления информации о возможных фактах проявления экстремизма и разжигания межнациональной розни.

Задачи правового просвещения реализуются при организации рабочих встреч с работодателями и заказчиками работ (услуг), привлекающими для осуществления трудовой деятельности иностранных работников. В текущем году в связи с пандемией проведено 2 встречи, в ходе которых до работодателей доведена информация об исполнении требований нормативных правовых актов, направленных на реализацию комплекса мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, а также о порядке продления разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, и у которых в силу введения ограничительных мер отсутствует возможность выехать в страну гражданского исхода.

Сведения о реализации временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274, в индивидуальном порядке доведены в апреле т.г. до крупных хозяйствующих субъектов (ООО МФЦ Полюс», ООО «Соврудник», ООО «Васильевский рудник», ООО «Первая Экспедиционная Компания»), использующих труд иностранных работников.

В рамках организации разъяснительной работы УВМ ГУ МВД организована и проведена рабочая встреча с представителем ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный университет», в ходе которой рассмотрены положения Федерального закона от 06.02.2020 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и порядок уведомления о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Кроме того, информирование иностранных граждан и работодателей осуществляется путем размещения актуальных сведений в средствах массовой информации.

Так, в феврале 2020 года руководством УВМ ГУ МВД проведена пресс-конференция на тему «Иностранная миграция в 2019 году», в марте т.г. организовано выступление «О продлении срока временного пребывания», в мае в печатном издании «Аргументы и факты» (№ 19) опубликована статья «Иностранцам продлят визу?», а также в течение 2020 года на ведомственном Интернет-сайте ГУ МВД размещено 25 информаций, посвящённых разъяснениям миграционного законодательства по наиболее проблемным вопросам.

 

VI. Программные мероприятия

 

 

№ п/п

 

Наименование мероприятия

 

Срок исполнения/

периоды реализации

 

Ответственные за мероприятие

 

1.

Информирование поднадзорных субъектов об издании новых нормативных правовых актов, а также изменениях в действующих НПА, устанавливающих обязательные требования в сфере миграции.

 

По мере издания новых НПА, внесенных изменениях в действующие НПА

 

ГУ МВД

2.

Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований с последующим размещением информации на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

 

ежеквартально

ГУ МВД

3.

Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

Ситуативно, в порядке рассмотрения обращений

 

ГУ МВД, ОВД края

4.

Обобщение практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции с последующим ее размещением на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

 

До 1 июня 2021 г.,

до 31 декабря 2021 г.

 

ГУ МВД

5.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

По мере получения достоверных сведений о возможных нарушениях миграционного законодательства

ГУ МВД, ОВД края

 

 

VII. Ресурсное обеспечение программы

 

Реализация программы профилактики рисков осуществляется в пределах предельной численности сотрудников территориальных органов МВД России, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных для ГУ МВД и не требует выделения дополнительных средств из федерального и краевого бюджета, что не приведет к повышению расходов юридических и физических лиц.

 

VIII. Механизм реализации программы

 

№ п/п

Ответственные за мероприятия программы

 

Полномочия

 

1.

УВМ ГУ МВД

Координирование деятельности по реализации программы профилактики рисков

 

2.

Руководители ОВД края

Координирование деятельности по реализации программы профилактики рисков ОВД края

 

3.

Начальники подразделений по вопросам миграции ОВД края

Организация и реализация мероприятий программы территориальных органов МВД России

 

 

                Приложение № 1

 

IХ. ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В 2021 ГОДУ

 

№ п/п

Краткое описание формы профилактического мероприятия

Периодичность проведения

Адресаты мероприятий

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕРЕЧНЕЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1.

Актуализация обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции; информирование поднадзорных субъектов об издании новых нормативных правовых актов, а также изменениях в действующих НПА, устанавливающих обязательные требования в сфере миграции.

При наличии изменений, не реже 1 раз в год

Поднадзорные субъекты, в соответствии с их типизацией

УВМ ГУ МВД

Обеспечение правовой определенности в общественных отношениях, складывающихся при осуществлении контрольно-надзорной деятельности МВД России

ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

2.

Проведение совещаний, семинаров, тематических конференций, заседаний рабочих групп с участием субъектов надзорной деятельности по разъяснению и единообразному пониманию обязательных требований, как работниками организаций, так и должностными лицами надзорных органов, обеспечив в них максимальное участие сотрудников инспекторского состава.

Своевременное освещение итогов мероприятий на официальном сайте ГУ МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Ежеквартально

Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов

УВМ ГУ МВД

Предоставление необходимой информации по вопросам соблюдения обязательных требований; обеспечение непосредственного взаимодействия с подконтрольными субъектами

РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ И КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА

3.

Подготовка письменных ответов на вопросы, в том числе полученные через официальные сайты МВД России и ГУ МВД в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Постоянно

Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов

УВМ ГУ МВД, ОВД края

Формирование системы оказания консультативной помощи поднадзорным субъектам по вопросам применения обязательных требований

4.

Проведение разъяснительной работы и консультаций по соблюдению обязательных требований с работниками и ответственными должностными лицами поднадзорных субъектов, в ходе проведения выездных профилактических мероприятий.

В течение года

Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов

УВМ ГУ МВД, ОВД края

Обеспечение эффективности государственного надзора при введении риск-ориентированного подхода.

Совершенствование способов информирования поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований

ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

5.

На основе представленных из ОВД края сведений, подготовка и направление в ГУВМ МВД России доклада об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции с указанием проблемных вопросов и наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований, с последующим его размещением на официальном сайте ГУ МВД, а также о количестве вынесенных представлений об устранении нарушений и предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере миграции

До 1 июня   2021 г.,

до 30 декабря

2021 г.

Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов, личный состав МВД России, осуществляющий федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции

УВМ ГУ МВД,

ОВД края

Выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов снижения рисков их возникновения. Обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках, способах их предотвращения

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

6.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166

По мере получения информации о готовящихся нарушениях или признаках нарушений

Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов

УВМ ГУ МВД, ОВД края

Осуществление мер по мотивации поднадзорных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.

Сокращение числа нецелесообразных внеплановых проверок подконтрольных субъектов при условии обеспечения необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей


Главное управление МВД России по Красноярскому краю

 



[1]Далее - «ГУ МВД».

[2]Далее - «ОВД».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России